Это необычный номинант, она прошла путь к своей мечте – обучению в вузе – с самых азов. Работала санитаркой, окончила медицинское училище, потом – зубоврачебное отделение медицинского колледжа, 13 лет проработала зубным врачом в сельской местности и только в 2009 году поступила в Дальневосточный медицинский институт. За время обучения была удостоена стипендии Президента РФ, многократно являлась победителем студенческих конференций и фестивалей, опубликовала 30 печатных трудов, является автором учебно-методического пособия по профилактике стоматологических заболеваний. У Анны Викторовны – два патента на изобретения. Сейчас она разрабатывает эндодонтический аппарат с использованием световой технологии и метода стерилизации системы корневых каналов зуба.
Анна Викторовна Ларинская
Номинация «Почему я хочу стать врачом».
Лауреат Премии Национальной медицинской палаты.
врач интерн
– Скажите, пожалуйста, что повлияло на выбор вашей профессии?
– Я с самого детства знала, что буду врачом. Просто изначально не представляла – каким. Меня больше ничего не интересовало. Кроме того, в моей семье есть медицинские работники. Может быть, то, что я родилась в медицинской семье, также повлияло на мой выбор.
– А с какими сложностями, возможно, вы столкнулись на пути к вашей профессии?
– Я начала с самых азов, с санитарки. Меня тянуло в больницу. Когда еще училась, практику проходила в медицинской организации. Потом стала медицинской сестрой, училась на зубного врача и сейчас заканчиваю интернатуру. А учиться мне было очень сложно в первые два года. Но чем дальше я все изучала, тем больше понимала, что все-таки буду заниматься наукой.
– А как вы считаете, что можно было бы улучшить в образовании медицинских работников?
– Я думаю, что нужно пересматривать систему поступления. Замечаю, что учится много детей, которые не понимают, что такое врач. Половина приходит в вуз, потому что родители сказали: ты будешь врачом. А есть немало детей, которые не могут оплатить обучение, но это их мечта. Должны учиться именно те, которые действительно в душе хотят стать врачами. Возможно, необходимо особое тестирование перед поступлением.
– Расскажите, пожалуйста, какие перспективы вы видите для себя в вашей профессии?
– Я подала заявление в аспирантуру. У меня уже есть тема моей работы, 30 процентов диссертации написано, патенты на изобретения получила. Хочу защититься, стать профессором. Хочу заниматься практикой, однозначно. Также буду преподавать детям. Я занимаюсь профилактикой стоматологических заболеваний с детьми, курирую школу.
– А какие проблемы в российском здравоохранении вы бы отметили?
– Есть проблема с поддержкой научных исследований. Я, например, делаю опытный образец. Но у меня нет денег, чтобы в Новосибирске провести исследование на крысах. Я вынуждена работать, где-то по 30 или 50 тысяч собирать для того, чтобы провести исследование и вывести свой аппарат уже на клинические испытания на людях. Есть проблема с дефицитом кадров. Медицинских работников много, но хороших – недостаточно. Едет работать детским врачом в деревню только тот, кто душой болеет, или тот, кто хочет себя посвятить медицине. Поэтому и нехватка кадров. Опять же необходимо, чтобы поступающие хотели получить эту профессию. Обязательно нужна финансовая или социальная мотивация. К примеру, жилье. Пусть очередь будет, пусть нам будут давать квартиры. Пусть не в этом году, пусть через 10 лет. Но я буду знать, что я получу жилье. Нужна и помощь в ипотечном кредитовании. Квартиры, пусть социальные. Сейчас же молодые специалисты вынуждены по 25 тысяч снимать жилье у нас в Хабаровске. И, конечно, заработная плата. Остальное все будет прикладываться. Если у человека есть руки, крыша над головой, желание – все наладится, все будет хорошо.
– Как вам кажется, чем можно простимулировать людей, которые хотят стать земскими врачами?
– Когда я окончила колледж и стала зубным врачом, я уехала по распределению. И мне давали жилплощадь. Я за двухкомнатную квартиру работала 5 лет. Приехала на Сахалин только для того, чтобы научиться самостоятельности. Я не только зубным врачом была, я и медсестрой была. Работать на село никогда не поедет тот, кто не уверен в себе. Туда едут только люди, которые имеют призвание. Очень сложная работа. Человек, который не любит свою работу, просто испугается. Он же не справится.
Сейчас реализуется проект «Земский доктор». Он стимулирует приток кадров.
– Скажите, пожалуйста, каковы ваши профессиональные планы на 5 лет?
– Помимо аспирантуры, я обязательно буду клиницистом. Лечить – обязательно. Я – терапевт и хирург. И люблю заниматься с детьми. Очень хочу, чтобы была развита профилактическая стоматология. Нужно вводить программу для беременных, объяснять, чтобы дети рождались со здоровыми зубами. Чтобы мамочка с рождением ребенка и с появлением у него первого зубика чистила его зубы. Я думаю, что должна быть более развита профилактическая стоматология. Тогда у нас будет здоровая в плане стоматологии нация.
– Скажите, пожалуйста, как, по вашему мнению, можно сделать профессию врача привлекательной для молодежи, для школьников, которые сейчас выбирают себе профессию?
– Надо, чтобы в школы приходили студенты, аспиранты, рассказывали какие-то истории, показывали студенческую жизнь и объясняли, кто такой врач. Например, на своем опыте. И потихоньку детей с 10-го класса начинали вводить в эту профессию. В институте практически ничего не увидишь. Нужно делать группы, показывать работу поликлиник, больниц.
И конечно, важна поддержка и защита со стороны государства. Одно дело – развивать желание стать врачом. А другое – когда те, кто выбирает эту профессию, будут уверены, что не станут нищими. Они должны знать, что будут защищены государством, что у них будет крыша над головой, жилье.