Юрий Иванович Бородин – один из ведущих ученых в нашей стране и за рубежом по проблемам лимфологии, основатель научной школы лимфологов в Новосибирске. Академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ, д. м. н., профессор кафедры анатомии человека Новосибирского государственного медицинского университета, почетный профессор НГМУ, председатель Ассоциации выпускников НГМИ-НГМА-НГМУ, почетный житель города Новосибирска.
Можно только пытаться представить, сколько всего сделано им за более чем полвека работы в науке и здравоохранении. Занимая крупные посты, Юрий Иванович Бородин никогда не терял связь с кафедрой анатомии человека Новосибирского медицинского вуза, заведующим которой он был более 25 лет. В настоящее время, будучи профессором этой кафедры, он продолжает читать блестящие лекции для студентов лечебного и педиатрического факультетов. Все выпускники НГМИ-НГМА-НГМУ с благодарностью говорят о Юрии Ивановиче. И все, как один, отмечают его человеческие качества, благородство и достоинство.
Юрий Иванович Бородин
Номинация «Мой наставник».
Лауреат Премии Симпатии экспертного Жюри.
Академик РАМН, заслуженный деятель науки РФ, доктор медицинских наук, профессор кафедры анатомии человека Новосибирского государственного медицинского университета, почетный профессор НГМУ, председатель Ассоциации выпускников НГМИ-НГМА-НГМУ, почетный житель города Новосибирска
Конкурсные материалы
–Юрий Иванович, вас выдвинули на номинацию «Наставник». Как вам кажется, почему?
– Вот уже более 50 лет я занимаюсь работой с молодежью – студентами, клиническими ординаторами, аспирантами, молодыми преподавателями. Мои вчерашние ученики сегодня уже стали известными специалистами, врачами и учеными, организаторами здравоохранения. Думаю, что мне удалось стать для них наставником в профессии и в жизни, так же, как я когда-то многое почерпнул у своих учителей.
– Расскажите о них, почему вы называете их своими наставниками?
– Своими наставниками я считаю двух выдающихся людей, к которым до сих пор испытываю чувство глубокого уважения. Большую роль в моей научной карьере сыграл профессор Константин Владимирович Ромодановский. После окончания НГМИ в 1953 году я поступил в аспирантуру на кафедру нормальной анатомии, которую он возглавлял. Впоследствии мне довелось работать под его руководством и сменить на посту заведующего кафедрой своего Учителя. К. В. Ромодановский – ученый с уникальной биографией, достаточно сказать, что в годы Первой мировой войны он был полковым врачом в кавалерийском драгунском полку. Константин Владимирович многое сделал для развития науки и медицины в Сибири, Новосибирского медицинского института. Он всегда был для меня примером настоящего интеллигента и патриота.
В своей работе на посту ректора Новосибирского медицинского института считаю себя продолжателем традиций Григория Денисович Залесского. Он был не только талантливым организатором, но и известным ученым-терапевтом, Заслуженным деятелем науки РФ (а в те годы это звание было редкостью). Мы пришли в Новосибирский медицинский институт одновременно в 1947 году: я поступил на первый курс, а он был назначен директором (ректором) института. Мне он казался недосягаемо большим человеком. Я познакомился с ним лично, будучи преподавателем кафедры анатомии, секретарем партийной организации института. При всем колоссальном авторитете и требовательности его отличало уважительное и доброжелательное отношение к людям. Я многое у него перенял, многому научился, особенно в работе с людьми.
– Что для вас означает само понятие «наставник»?
– Я давно пришел к мысли: не бывает такого, чтобы человек сам себя сделал. Когда кто-то так говорит, он либо лукавит, либо, сам не отдавая себе в том отчета, берет пример с другого. Вот почему так важен институт наставничества, особенно в медицине, где большую роль играют традиции, школы, преемственность поколений.
– Многие говорят, что сейчас в медицине практически утерян институт наставничества. Это так?
– В определенной степени это так. Но нельзя сказать, что институт наставничества полностью утрачен. Сегодня еще осталось немало достойных, солидных и авторитетных профессоров, которые являются не просто специалистами в своем деле, но и людьми с широким кругозором, высокой культурой, примером во всем не только для студентов, но и для молодых преподавателей.
– На ваш взгляд, можно как-то изменить ситуацию?
– Только тогда преподаватель может называться наставником, когда на лекции происходит живое общение. К сожалению, современные технологии снижают роль человеческого фактора в обучении. С помощью одной только техники, какой бы совершенной она ни была, не воспитаешь человека, будущего врача. Нужно помнить, что лекция – это не просто презентация, которая демонстрируется с проектора, это живое общение, разговор. Я всегда привожу пример выдающегося артиста Леонида Утесова. Он рассказывал, как однажды в его московскую квартиру пришел незнакомец, который бросился к нему на шею с радостным восклицанием. Леонид Осипович опешил: «Разве мы знакомы?». Гость ответил: «Как же, в 1927 году в Одессе вы выступали в театре, а я сидел в седьмом ряду!». То есть, у каждого зрителя в зале было ощущение, что Утесов общается лично с ним. В этом – суть и смысл наставничества.
– Как вам кажется, что сейчас нужно молодым специалистам?
– Упорство в овладении профессией. Я говорю молодым: «Если вы хотите добиться успеха, никогда не отклоняйтесь на вашем жизненном пути». Зачастую приходится наблюдать, как пробуют себя в одном, а если не получается, переключаются на другое, затем – на что-то еще. Наметьте себе цель и идите к ней всю жизнь – тогда придет успех! По себе могу сказать, что определил для себя направление научной работы с первого курса института и развиваю его вот уже более 50 лет.
– А каких качеств не хватает молодым врачам?
– На мой взгляд, не хватает, опять же, умения общаться с людьми. Доктор должен разговаривать с пациентом. Сегодня врач поставлен в трудное положение, у него крайне мало времени, особенно на поликлиническом приеме. Это серьезная проблема, нужно дать возможность врачу дольше общаться, вести диалог с пациентом.
– Чему вы стараетесь научить своих младших коллег?
– Быть, прежде всего, порядочными и трудолюбивыми людьми.
– У каждого, наверное, есть свой девиз по жизни. Какое ваше любимое высказывание?
– Меня часто спрашивают: что такое счастье? Счастье – не в деньгах и не в славе, а в общении людей между собой. Это и мой девиз, и суть наставничества, как я его себе вижу.
– Какое напутствие тем, кто приходит в профессию, вы могли бы дать?
– Быть постоянным. Не гоняться за легким успехом, а, преодолевая трудности, идти своим путем. Проблема современных специалистов в том, что зачастую они занимаются не тем, к чему лежит душа, в чем могут проявить себя, а тем, что может быстро принести финансовое благополучие, известность. Это – ложный путь. Важно на первоначальном этапе понять, чем хотел бы заниматься, чтобы работа стала любимым делом, призванием на всю жизнь.
О наставнике
Анатолий Федорович Ганин, заместитель начальника отдела по воспитательной работе НГМУ, к. м. н., лауреат номинации «Золотой фонд НГМУ»:
– Для меня Юрий Иванович, можно сказать, открыл путь студента Новосибирского медицинского института. Тогда, в 1958 году, мне, военному фельдшеру дивизионного лазарета, приехавшему на конкурсный экзамен по литературе из Шиловского полигона, кто-то подложил «шпаргалки» со стихами В. Маяковского. Меня хотели снять с экзамена, но молодой, приезжающий на работу, как сейчас помню, на спортивном велосипеде «ЗИЧ», ответственный секретарь приемной комиссии Юрий Иванович вывел меня «на ковер», посмотрел характеристику бывшего курсанта Киевского (сначала Омского) военно-медицинского училища имени Н. Щорса, предупредил и открыл двери для следующих вступительных экзаменов.
Игорь Олегович Маринкин, ректор НГМУ, д. м. н., профессор:
– С именем Юрия Ивановича Бородина связано уже 36 из моих 52 лет жизни. Он был научным консультантом моей докторской диссертации. Принципиальная жесткая позиция академика Бородина позволила мне своевременно выйти на защиту и блестяще защитить диссертацию. Для себя я тогда понял, что нужно всегда отстаивать свою позицию, если она научно обоснована, а не попадать под влияние политических интриг. Искренне убежден, что если человек стремится к развитию, ему необходимо на кого-то равняться. Поэтому творческий человек всегда найдет своего наставника.
Самый ценный опыт, который я получил от Юрия Ивановича, – умение слушать собеседника, какого бы уровня он ни был. Руководитель должен быть гибким, это позволяет формировать эффективную команду единомышленников. Мне хотелось бы научиться у Юрия Ивановича мудрости и выдержке. До сих пор помню одно из его высказываний: «Мирное развитие всегда эффективнее революционного хаоса».
Юлия Диреева, студентка первой академической группы 6-го курса лечебного факультета НГМУ:
– Впервые мы, студенты лечебного факультета, увидели Юрия Ивановича на лекциях по нормальной анатомии, будучи еще первокурсниками. Уже тогда мы привыкли, что лекции нам читали с использованием мультимедийных установок, трансляций различных видео и других новшеств. Но Юрий Иванович, выступая тогда без них, сумел с легкостью привлечь наше внимание. Ведь перед нами стоял академик РАМН, основатель НИИКЭЛ СО РАМН, основоположник еще совершенно непонятной нам тогда науки – лимфологии. Он рассказывал о ней с большим интересом и энергией, которые передались и нам.
Еще вспоминается, как все мечтали попасть к Юрию Ивановичу на экзамене, но просто так, в порядке живой очереди, это сделать было невозможно – счастливчиков выбирали только из числа отличников учебы. По своему собственному опыту могу сказать, что отвечать Юрию Ивановичу и получить отметку «отлично» от такого экзаменатора – это большая честь. Все ребята, которые сдавали ему анатомию в тот день, вспоминают его мудрые замечания и искреннюю доброжелательность по отношению к нам, студентам.
Андрей Иванович Шевела, заместитель директора Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН, д. м. н., профессор, заслуженный врач РФ:
– Наставник – это учитель навсегда, на все времена. Юрий Иванович Бородин олицетворяет собой образ наставника. У него я научился умению концентрироваться на наиболее важных делах, излагать свои мысли и идеи коллегам. Юрия Ивановича отличает безмерное уважение и требовательность к коллегам, трудолюбие, профессионализм. Его точные, образные выражения навсегда остались в памяти. На одной из важных конференций Юрий Иванович сказал мне: «Нужно взять кисть пошире и сделать мазок поярче, и доклад будет таким же ярким». Что и удалось на следующий день.
Александр Николаевич Машак, заведующий кафедрой анатомии человека НГМУ, д. м. н., профессор:
– Наставник – это человек, который знает путь, идет этим путем и ведет за собой других. Наставник – впередсмотрящий. Это человек, для которого преграды не существуют, они лишь делают его сильнее. Когда Президент СССР пригласил Юрия Ивановича Бородина возглавить комитет по охране здоровья народа, конечно, ему было жаль оставлять СО АМН СССР, учеников, кафедру. Но мой наставник всегда там, где нужнее, где он может максимально реализовать себя в данный период времени.
Самое ценное, что дал мне наставник – научил отношению к делу. Когда Юрий Иванович был ректором института, решение всех вопросов происходило без лишних дискуссий, сомнений в правоте его слов ни у кого не возникало. Благодаря авторитету профессора Бородина решались сложнейшие вопросы в организации научных, учебных, хозяйственных дел.
Хотелось бы научиться у Юрия Ивановича, прежде всего, сдержанности, искусству общения с людьми. Наставничество утеряно там, где нет таких Учителей, как он. Истинное предназначение учителя – в создании научной школы. Где есть научные школы – поддерживаются традиции, преемственность. Мне памятна фраза Ю. И. Бородина: «Если я чего-то добился в жизни, то только потому, что стоял на плечах гигантов».
Ольга Владиславовна Васильева, заместитель декана педиатрического факультета НГМУ, к. м. н., доцент кафедры анатомии человека:
– Долгие годы Юрий Иванович является путеводной звездой нашего вуза. Нам, сотрудникам кафедры анатомии человека, повезло больше всех, поскольку он в течение долгих лет является профессором нашей кафедры. В моей жизни Юрий Иванович сыграл очень большую роль. Именно на его лекциях я поняла, что анатомия – не скучная фундаментальная наука, а огромное поле для исследований, результаты которых можно успешно использовать в практической медицине.
Я получила уникальный опыт, наблюдая за тем, как Юрий Иванович принимает экзамены. Анатомия – наука сложная, объемная, конкретная. Студенты за несколько дней перед экзаменами должны повторить материал, который изучали полтора года. Юрий Иванович, спрашивая студентов на экзамене, задает вопросы таким образом, чтобы студент мог показать истинное понимание сути вопроса, а не знание отдельных конкретных деталей.
В процессе работы на кафедре рядом с Юрием Ивановичем я поняла, что он – уникальный руководитель, владеющий приемами бесконфликтного, вежливого, но в то же время твердого решения вопросов любой сложности. Для меня Юрий Иванович – пример того, как нужно, однажды избрав свой путь, не изменять основное направление, а максимально расширять горизонты своего познания.